Главная Бюро переводов Услуги Новости Статьи Контакты 中文
8 800 555 0945
 

Наши клиенты

 
 
 

Рукописи Древнего Китая

Рукописи Древнего Китая

 

 

1. Аннонсированные находки рукописей в Китае.

Дуньхуанские рукописи.

Начало XX века - обнаружение в пещерах Могао на Шелковом пути (провинция Ганьсу, Дуньхуан) библиотеки древних китайских рукописей.

Объем рукописей: около 47.000 манускриптов.

Датирование рукописей: 406-995 годы н.э.

Гипотеза появления рукописей в пещерах: вытеснение манускриптов из употребления печатными книгами в XI веке.

Содержание рукописей: документы о даосизме, несторианстве, иудаизме. Знания о различных науках - история, математика, а также фольклорные тексты.

Язык составления рукописей: китайский, тибетский. Среди них также рукописи на пали, согдийском, хотаносакском языках.

Предположительно, рукописи обнаружил даосский монах Ван Юаньлу. Позднее он продал рукописи западным исследователям Аурелю Стейну и Полю Пеллио, в том числе древнейшую в мире печатную книгу «Алмазная сутра» (ок. 868 года). Некоторые из документов приобрели русские и японские исследователи. Часть рукописей сохранились в Китае.

 

Годяньские рукописи (Годянь чжу цзянь 郭店竹简).

Октябрь 1993 года - китайские исследователи обнаруживают рукописи в уезде Шаян провинции Хубэй, около деревни Годянь.

Май 1998 года - завершение упорядочивания и расшифровки годяньских письмен китайскими исследователями.

После этого рукописи получили известное ныне название – «годяньские бамбуковые дощечки из захоронения в царстве Чу» (郭店楚墓竹简).

Материал: бамбуковые таблички.

Язык написания: язык Гу .

Датирование рукописей: предположительно до III в. до н.э.

Объем археологической находки: 804 бамбуковые таблички.

На 730 из них сохранен текст эпохи древнего царства Чу, содержащий около 13000 иероглифов.

История рукописи: бамбуковые таблички Чжу цзянь (竹简) были созданы в Древнем Китае в период предшествующий объединению страны первым императором Цинь Шихуан-ди в 221 г. до н.э.

Состав рукописи: 16 текстов (среди текстов найден манускрипт древнего трактата «Дао дэ цзин»), восходящих к даоскому и конфуцианскому учениям, сформированными Лао-цзы (VI в. до н.э.) и Конфуцием (551–479 гг. до н.э.).

Содержание рукописи:

- конфуцианская этика;

- гармоничноге управление государством идеальным правителем;

- даоская космогония;

 

В настоящее время рукописи исследуются как Китае, так и в специализированных центрах России, Японии, США, Англии, Канады, Израиля.

 

 

Рукописи храа Аблаинкит.

1720 год - примерно в 70 километрах от Усть-Каменогорской крепости на берегу реки Иртыш

сторожевой разъезд казаков нашел Аблаинкит, укрепленный комплекс буддийского монастыря, защищенный от врагов мощными стенами.

По неизвестным причинам обитатели покинули его, но ничего не разрушили и не унесли с собой. В храме были обнаружены статуи идолов и многочисленные рукописные свитки.

На черном или на голубом фоне некоторых из них теснились золотые и серебряные буквы неизвестного алфавита. Несколько таких рукописей доставили Петру I, который передал их Парижской Академии наук. Так впервые внимание ученых было привлечено к письменам из Центральной Азии.

Не поняв текста, французские ученые, тем не менее, составили перевод историческая достоверность которого не более точна, чем сказание. Полную недостоверность перевода обнаружил русский академик, первый московский архивист Герхард Миллер.

В июле 1734 года он лично побывал в уникальном храме Аблаинкита и подробно описал его помещения. Часть рукописей, деревянные таблицы с вырезанными буквами и загадочные фрески на досках Миллер забрал для более тщательного изучения в Москву.

В дальнейшем было определено, что язык составления рукописей - тангутский.

 

 

 

2. История создания рукописей и исторических хроник в период XVIII-XX века в Китае.

 

1644 год - приход манжуров в Китай.

с 1772 года - проведение политики сбора всех печатных книг, когда-либо вышедших в Китае.

Продолжительность сбора: 20 лет.

Через несколько лет после сбора книг 3457 названий переиздаются. Историки определяют происходивший процесс как крупномасштабную операцию по изъятию книг с дальнейшей массовой фальсификацией исторических текстов. В вышедших новых изданиях была изъята нежелательная для правящих кругов информация. В ряде случаев менялись названия книг.

Исследователями рассматривается гипотеза о прохождении в Китае XVII-XVIII веках, при правлении манжуров, фальсификации ранних исторических источников.

Эта деятельность сопровождалась преследованиями инакомыслящих и уничтожением книг, применяя к оппозиционным историкам такие меры воздействия, как: казни, заключения в тюрьмы, ссылки.
При манжурах была фактически написана история Китая.

1774 - 1782 годы - изъятия книг производились 34 раза. Подлежащие изъятию книги были внесены в "список запрещенных книг".

Согласно аргументам современных историков, современная китайская историческая литература была написана или значительно отредактирована после 1770 года н.э., а о "древности" Китая известно лишь из источников конца XVIII века н.э.

 

B результате деятельности составителей китайской истории, китайская бумага появилась во II в. до н.э. как и пергамент. Фальсификаторы ХХ века своими находками «древней» бумаги поддержали своих коллег из ХVIII века с утверждением:

 

1957 год - обнаружение гробницы в пещере Баоцяо (провинция Шэньси,север Китая).

Фрагменты бумаги найденных рукописей датируются II веком до н.э.

Исследователи ставят под сомнение датирование найденной рукописи, основываясь на данных химического материаловедения, согласно которым бумага за 800-1000 лет подвергается истлеванию как термодинамически неравновесный материал.

По этой причине никаких бумажных памятников ранее ХI века не может существовать.

Большая часть сохранившихся китайских рукописей датируются периодами не ранее XVI-XVII веков.

Согласно мнению историка Л.Н.Гумилева: "Первичные сведения получены из переводов китайских хроник, но, хотя переводы сделаны добросовестно, сами хроники - источник сверхсложный".

Многие исследователи отмечают наличие в китайских хрониках бессистемности описания, структуры информации. По предположениям современных исследователей, в период XVII-XVIII веков происходил массовый перевод старых записей, сделанных полузабытыми иероглифами на новые иероглифы, результатом чего стало искажение смысла текстов переводчиками, зачастую

добавлявших "от себя" в ходе переводов. Расплывчатость текстов рассматриваются результатом непонимания смысла старых текстов переводчиками.

 

Существует версия, согласно которой "древнекитайская история" ранее X века н.э. является дубликатом фантомной "древнеевропейской истории" эпохи до X века н.э., причем в ошибочной версии, что делает невозможным ее описание ранее XVI-XVIII веков н.э.

Исследователи приводят аргументы в пользу гипотезы того, что в XIII веке н.э. "китайская история" соединяется с европейской. История Китая до XIV века н.э. рассматривается вариантом европейской истории, перенесенной на восток. Историки рассматривают версию переноса европейских хроник в Китай не ранее XIV века европейцами - католическими миссионерами.
 

В результате беспристрастного анализа, современные исследователи приводят свидетельства равного возраста восточной и западной цивилизации.

 

 

 

3. Образцы рукописей и их копий, аннонсированных учеными Китая.

Согласно мнению современных историков, датирование рукописей искажено. Наиболее реалистичный период составления рукописей: XVI-XVIII века н.э.

Процесс датирования рукописей рассматривается в современных исследованиях результатом "искусственно растянутой хронологии, наполненной дубликатами", а многие "древнекитайские" изобретения являются результатом некорректной или намеренно-искаженной хронологии Китая.

 

Ветра четырех направлений.

На гадательной кости, датируемой примерно 1200 до н.э., изображены 24 символа в 4 группах, выполненные в энергичном и выразительном стиле, типичном для группы предсказателей Бин во время правления Ву Дин (около 1200-1189 до н.э.).

Экспонат входит в коллекцию, состоящую из 35 651 экземпляра пластронов и костей, хранящуюся в Национальной библиотеке Китая.

Данная коллекция содержит четверть найденных на настоящий момент гадательных костей и считается богатейшей коллекцией в Китае.

На гадательной кости упоминаются боги четырех сторон света и четырех ветров. Ветра четырех сторон света отражают дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния и смену четырех времен года. Четыре ветра — восточный ветер, называемый Се; южный ветер, называемый Вэй; западный ветер, называемый Йи (второй тон на мандаринском наречии китайского языка), и северный ветер, называемый Йи (первый тон на мандаринском наречии китайского языка). Они представляют собой систему смен времен года, которая была разработана на основе независимых стандартов народом Инь, и были важной основой для составления календаря и определения високосных месяцев.

 

Стела буддистских ниш в Ицюэ.

Оттиски с текстов "Ицюэ фо кань бэй" ("Стела буддистской ниши Ицюэ"), также известной как "Стела трех ниш" или "Стела трех ниш Луньмэня".

Несмотря на название "стела", камень фактически представляет собой наскальное изображение. Плита была возведена в 11-й месяц 15-го года правления Чжэньгуаня (641 г.) из династии Тан в пещере Биньян комплекса Луньмэнь, округ Лоян, провинция Хэнань. Тексты были составлены Цэнь Вэньбэнем (595−645 гг.) и написаны знаменитым каллиграфом Чу Суйляном (596−658 гг.). В верхней части имеется горизонтальная надпись "стела буддистских ниш Ицюэ". Каждая страница этой неполной копии содержит 33 строки, в каждой строке по 51 иероглифу. Первоначально стела была возведена по приказу Ли Тая, правителя Вэй (620−653 гг.), в память о своей покойной матери, императрице Чансунь.

Эти оттиски были сделаны в период династии Мин. Представленная здесь книга, хорошо сохранившаяся копия, некоторое время принадлежала Цинсэнь'гэ, библиотеке Хэ Лянцзюня (1506−1573 гг.), до ее включения в коллекции Национальной библиотеки Китая.

 

Классика камня Сипин.

Первые в китайской истории книги, выгравированные на камне. Книги входят в коллекции Национальной библиотеки Китая, в которой хранятся более 230 тысяч копий документов, скопированных методом притирания, из различных материалов (черепаший панцирь, бронза, камень), которые представляют большую ценность для исследователей китайской истории, географии, политики, экономики, военного искусства,фольклора, литературы, искусства, науки и технологии, архитектуры и других областей.

Гравюры семи классических работ конфуцианства были разложены перед Вратами Национального университета, расположенного на южной стороне города Лоян, который был столицей в эпоху династии Восточная Хань. Они были созданы в период между 175 и 183 годами, после того, как прошение Цай Юна и группы ученых было удовлетворено императором. Их также называют "Каменной классикой династии Хань" и "Каменной классикой единого шрифта".

 

О падении государств.

Рукопись времен правления династии Тан.

Место обнаружения: Дуньхуан (Китай).

Свиток относится к коллекции манускриптов, датированных периодом IV-XI век, обнаруженный в 1900 году в зале Сутры в пещере Могао.

Текст написан чернилами на бумаге желтоватого цвета обычным шрифтом, выписан искусными символами и организован в расположенные на большом расстоянии друг от друга колонки. В манускрипте содержится работа "О падении государств", написанная Лу Цзи (261-303 гг.) — писателем времен правления династии Западная Цзинь.

 

Алмазная праджня-парамита сутра.

Самая первая печатная книга в Китае.

11 мая 868 года мастер Ван Чи (Ван Цзе) отпечатал сочинение "Алмазная Сутра", переведенное на китайский язык с санскрита.

"Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества, как удар молнии".

Перевод был выполнен буддийским монахом Кумарадживой (344-409 гг.) - одним из четырех наиболее известных переводчиков буддийской литературы на китайский язык.

Помимо Кумардживы еще пять китайских мудрецов в разное время перевели "Алмазную Сутру" на китайский язык.
Форма книги - свиток длиной 4,8 метра.

Состав: 6 листов текста и 1 гравюра с изображением Будды.

При создании книги мастер Ван Чи использовал штампы с иероглифами сделанные из обоженной в печи глины.

Свиток приобретен венгерским путешественником и археологом Стейном Марком Аурелем (1862-1943 гг.) у даосского монаха Ван Юаньлу в пещерах Могао (близ оазиса Дуньхуан на Шелковом пути, провинция Ганьсу).

Рукопись времен правления Ифэн (676 г.) из династии Тан.

Место обнаружения: Дуньхуан (Китай).

В манускрипте содержится Алмазная "Праджна парамита сутра", являющаяся священным текстом в ответвлении праджна буддизма маханяны, а также основополагающим текстом китайского чань-буддизма (японского дзэн-буддизма). Текст был привезен в Китай в период противостояния Южного и Северного императорских дворов в различных переводах, но перевод Кумарадживы был среди них наиболее почитаемым. Праджна - "мудрость". Парамита - переход с берега рождения и смерти на берег просветления. "Алмаз" символизирует твердость и проницательность мудрости. Основная мысль сутры заключается в том, что если человек тверд, как алмаз, в своем понимании, то он может положить конец всем страданиям и привязанностям. Данный манускрипт, тщательно проверенный Дворцовой библиотекой и составленный служащими Дворцовой администрации по указу императора, является типичным дворцовым манускриптом эпохи династии Тан. Императрица У Цзэтянь (624-705 гг.) издала указ о создании копии Сутры Лотос и Алмазной "Праджна парамита сутры" после смерти своей матери.

На последней странице старинной книги "Алмазная Сутра" имеется текст, позволивший провести точную датировку инкунабулы: "С благоговением сделано для всеобщего бесплатного распространения Ван Цзе по поручению его родителей в 15-м числе 4-й луны года Сяньтун". Эта дата соответствует 11 мая 868 года по Юлианскому календарю.

 

Стела для распространения ассирийского учения Великого Цинь в Центральных государствах.

Стела, возведенная во втором году эпохи Цзяньчжун периода Тан (781 г. до н.э.) персидским миссионером Йаздхозидом в храме Великий Цинь. Текст составлен персидским миссионером Цзинцзином; каллиграфия выполнена Люй Сюянь.

Стела была обнаружена в третьем году эпохи Тяньци периода династии Мин (1623 г.) и была признана важным источником для распространения христианства в Китае. Европейские миссионеры перевели текст на латинский язык и отправили его в Европу. Оригинал стелы является частью коллекции "Лес стел", хранящейся в Сиане.

В тексте стелы рассказывается о распространении "Просветляющего учения" (Ассирийской церкви Востока, которую иногда ошибочно называют несторианской церковью) в период династии Тан, в том числе перевод на китайский язык ассирийского религиозного текста "Сутра учений учителя, почитаемого в мире".

 

Стела Армии Вдохновленной Стратегии.

В копии текста на каменной стеле рассказывается об инспекции Армии вдохновляющей стратегии императора Уцзуна (Ли Янь) династии Тан. Текст был составлен Цуй Сюанем и написан Лю Гунцюанем, оба они относятся к династии Тан.

Стела была возведена в третьем году эпоху Хуэйчан (843 г. до н.э.). Спустя менее чем 100 лет стела была повреждена солдатами, а вскоре исчезла. Стела была воздвигнута на территории Императорского дворца, что делало процесс копирования методом притирания затруднительным. Данные оттиски периода династии Сун, переплетенные также в период династии Сун, являются единственными существующими в настоящее время экземплярами. Из двух томов оригинала до настоящего времени сохранился лишь один. Происхождение объекта: Цзя Сыдао (Южная Сун); Национальный институт истории Академии Ханьлинь (династия Юань); Дворцовая сокровищница династии Мин; Чжу Ган, князь Цзинь (династия Мин); Сунь Чэнцзе, Лян Цинбяо, Ань Ци и Чжан Жунфан (все из династии Цин).

 

Карта земель, на которых оставил свой след мудрейший император Юй.

Отпечаток сделан с китайской карты, выгравированной на камне в седьмом году эпохи Фоучан государства Ци (1136 г.). Стела хранится в "Лесу стел" в Сиане. Карта ориентирована таким образом, что север находится в ее верхней части, в юг — в нижней. На карте обозначены более 500 географических названий, что позволяет панорамно представить Китай времен правления династии Сун. Гравировка водной системы выполнена особенно тщательно и детально — с указанием названий около 80 рек. Русла течения Желтой реки и реки Янцзы переданы практически с той же точностью, что и на современных картах. Очертания береговой линии также переданы весьма точно. Среди сохранившихся до наших дней карт, выгравированных на камне, эта карта является старейшей и первой картой, на которой приведены отметки сетки координат, обозначающих масштаб карты. Она является прекрасным примером того высокого уровня, которого достигло искусство картографии во времена правления династии Сун, и занимает почетное место в истории картографии Китая.

 

Летопись мироздания

Рукопись представляет собой героический эпос и является не только характерным примером литературы донгба, но также и важным, исторически ценным классическим религиозным произведением донгба.

Текст донгба в этом двуязычном тексте — цветной, а китайский текст написан черными чернилами. Иероглифы донгба являются древними символами, которые использовались для записи текстов на диалекте западной народности наси, проживавшей вдоль реки Ли в Юньнане. Они были созданы приблизительно в седьмом веке. В "Летописи мироздания" отражено бытовавшее среди народности наси понимание мира природы и происхождения человека, а также описывается процесс непрерывной миграции народности наси в ходе их истории и борьбы их предков с силами природы.

 

Труды Ортодоксальной школы.

"Wen zhang zheng zong" ("Труды Ортодоксальной школы") представляет собой незавершенную работу времен династии Сун, состоящую из juan 4, 10, 13 и 15 – сохранившихся частей сборника, первоначально содержавшего 24 juan.

Автор, Чжэнь Дэсю (1178–1235 гг.), уроженец Пучэна провинции Фуцзянь, изменил свою фамилию с Шэнь на Чжэнь во избежание использования имени императора Сяоцзуна (правил в 1163–1189 гг.). Чжэнь Дэсю, известный политик и знаменитый писатель, вместе с Вэй Ляовэном был одним из двух проводников идей неоконфуцианства в эпоху династии Южная Сун (1127–1279 гг.). Потомок основателя неоконфуцианства Чжу Си, Чжэнь способствовал развитию идей неоконфуцианства и распространению его влияния. Эта книга воплощает в себе литературную концепцию неоконфуцианства и отражает главную литературную мысль своего времени, она оказала глубокое влияние на последующие поколения китайской литературы. Для этого труда Чжэнь отобрал большое количество официальных документов, датируемых периодом "Весны и осени" (770–476 гг. до н.э.), которые он снабдил комментариями в качестве руководства для потомков..

 

Географическое описание горы Тяньтай.

Рукопись "Тэндайсан ки" (по-китайски "Тяньтайшаньцзи") представляет собой географическое описание китайской священной горы Тэндайсан (по-китайски Тяньтайшань), расположенной в провинции Чжэцзян.

Автор: Сюй Линфу - даосист, живший в уединении. С 815 по 825 год Сюй жил на горе Тэндайсан, где и написал эту книгу. Копия с оригинала этой работы могла быть выполнена одним из японских монахов, учившимся в Китае, или привезена им в Японию, после чего была утеряна. Данная рукопись, хранящаяся в Национальной парламентской библиотеке, является единственной копией этой книги и единственным сохранившимся географическим описанием, созданным в эпоху династии Тан. Книга входила в число 26 редких китайских книг, перепечатанных ученым Ли Шучаном, которые, по имеющимся данным, сохранились только в Японии (в их числе — серия "Гуи цуншу", созданная в 1884 году, десятом году периода правления императора Гуансюя из династии Цин).

 

Лотос Сутра.

Печатное издание настоящей работы относится к периоду северной династии Сун (960-1127 гг.) и является единственным сохранившимся экземпляром.

 

Каллиграфические оттиски из Цзяньчжоу

Книга "Цзян те" ("Каллиграфические оттиски из Цзяньчжоу") является антологией каллиграфических оттисков в 20 цзюанях. Оттиски были выполнены Пань Шиданем, чиновником династии Сун в Цзяньчжоу. Деятельность Паня проходила в период правления Хуанъю и Цзяю (1049−1063 гг.) династии Северная Сун. Это самый ранний пример антологии каллиграфических оттисков, выполненной частным лицом. Сборник основан на "Чуньха гэ те" ("Прописи из Павильона Чистоты нравов"), старейшей императорской антологии каллиграфических оттисков, но с дополнениями и изъятиями. Эта работа составлена по системе каллиграфических оттисков Чуньхуагэ. Первоначальные 20 цзюаней были разделены на две группы по десять цзюаней каждая.

Данная рукопись является копией из государственной сокровищницы, в которой осталось только четыре цзюаня. Рукопись написана стойкими чернилами, а оттиски были отреставрированы и скреплены в период династии Сун. Национальная библиотека Китая владеет третьим и четвертым цзюанями из первого набора и первым и вторым цзюанями из второго набора, в двух томах (по одному на каждый набор).

 

Частичный черновой вариант Всеобъемлющего Зерцала в помощь правительству (Цзычжи Тунцзянь).

"Полное зерцало в помощь правительству", ("Цзы чжи тун цзянь") - первый сводный труд, в котором изложена история Китая в хронологическом порядке.

Размер рукописи: 33,8 см в ширину и 130 см в длину.

Объем: 460 символов, расположенных в 29 колонках и более 100 печатей представителей династий Сун и Юань.

Повествование о событиях первого года эпохи Юнчан (322 г. до н.э.) императора Юань из династии Восточная Цзинь. В рукописи описывается 1362 года истории страны: от 23-го года правления короля Вейли из династии Чжоу (403 г. до н.э.) до шестого года правления Сюаньдэ (959 г.н.э.) из династии Позднее Чжоу. В книге содержится 294 цзюань (разделов), в книгу также включены алфавитный указатель, состоящий из 30 цзюань, и "исследование неточностей", состоящее из 30 цзюань.

Автор рукописи: Сыма Гуан (1019-1086 гг.) и помощники. Единственный цзюань (раздел) "Полного зерцала", хранящийся в Национальной библиотеке Китая, является оригиналом чернового варианта, написанного самим Сыма Гуаном.

 

Сотня стихов о проявлениях заболеваний, вызванных воздействием холода.

Рукопись состоит из пяти глав по 20 стихов в каждой. Стихотворная форма, призванная облегчить понимание и запоминание текста, существенно способствовала распространению и росту популярности работы. Некоторые места в работе сопровождаются краткими комментариями. Автором большинства комментариев считается Чжан Чжунцзин, который также ссылается на другие тексты. На данном экземпляре работы имеются две надписи, сделанные Хуан Пиле (1763–1825 гг.), библиофилом периода династии Цин, в которых отмечается, что у него также имелись две другие копии этого издания, выпущенного в период династии Юань.

В одном из предисловий к своим работам автор Сюй Шувэй (1079–1154 гг.) упоминает некоего Хуа То, ученого, родившегося около 140 года нашей эры в период правления династии Хань, который, увидев, как много людей погибает от эпидемий, голода и войн, решил оставить карьеру ученого и стать врачом.

 

Су Вэнь из Хуанди Нейцзин (Классика внутренней медицины Желтого императора).

Книга "Хуанди нэйцзин" ("Внутренняя классика желтого императора") была создана в период между Войной государств и периодом Цинь-Хань и является сборником познаний в области медицины вплоть до периода династии Хань. Эта самый ранний из дошедших до наших дней трудов, посвященных китайской медицине. Рукопись разделена на две части: "Су вэнь" ("Основные вопросы") и "Лин шу" ("Мистическое веретено"). После периода династии Хань эти части книги распространялись отдельно. Часть "Су вэнь" написана в форе вопросов и ответов с участием Желтого императора и различных врачей глубокой древности. В труде описываются медицинские знания, накопленные в Китае, в отношении болезней, лекарственных препаратов, диагнозов болезней и лечения; в ней содержатся рекомендации и указания китайским докторам для их медицинской практики. Издание времен династии Цзинь является весьма значимым, поскольку оно является самым ранним печатным изданием этой книги.

 

Сборник песен и стихов Ли Хэ.

Рукопись насчитывает 207 стихотворений.

Текст напечатан на бумаге, изготовленной в эпоху Сун для использования в официальных целях, и датируется периодом с 1165 по 1173 год — первыми девятью годами эпохи Цяньдао правителя империи Южная Сун Сяо-цзуна (правил с 1163 по 1189 год).

Рукопись содержит оттиски печатей некоторых государственных учреждений, например "Da li yuan di dang ku" (Хранилище долговых ценных бумаг при Верховном суде).

Ли Хэ (790–816 гг.), учтиво называемый Чанцзи, был китайским поэтом конца эпохи династии Тан, отличавшимся неординарным и образным стилем творчества. До наших дней дошло около 240 стихотворений Ли Хэ. Хотя его творчеством восхищались поэты конца эпохи Тан, ни одно из его стихотворений не вошло в популярные антологии, такие как "Tang shi san bai shou" ("300 стихотворений эпохи Тан").

 

Дополненный трактат по фармакологии.

Рукопись создана в 1116 году Коу Цзунши, чиновником, ответственным за поставки и проверку материалов, использовавшихся в медицине. В период правления династии Сун были отдельно опубликованы две работы Коу Цзунши — "Бэнь цао янь и" ("Дополненный трактат по фармакологии") и "Цзин ши чжэн лэй бэнь цао" ("Систематизированная практическая фармакопея, основанная на классических работах прошлых лет").

В первых трех цзюанях содержатся оглавление и вступление, а также рассматриваются происхождение лекарственных веществ, пять вкусов и пять запахов, способы поддержания здоровья, восемь основных составляющих лекарственных средств, дозировка лекарств, методика приготовления лекарственных средств, хранение и применение лекарств.

С 4 по 20 цзюань речь идет о 470 видах лекарств с указанием их названий и свойств, о местах произрастания растений, из которых они изготавливаются, о времени их произрастания, о том, как отличить истинные лекарственные растения от ложных, об их применении для лечения различных заболеваний, о методике приема лекарств и о том, как избежать возможного отравления ими.

Статьи книги имеют разную длину. Редкий экземпляр из сохранившихся копий этого издания, выпущенного в период правления династии Юань и основанного на издании 1119 года эпохи династии Сун. В нем имеется более десяти оттисков печатей, включая печати японского врача Мори Ётику (1807–1885 гг.), Ян Шоуцзина (1839–1915 гг.) и коллекции Фэйцингэ.

 

Вновь собранные рассказы из "Истории пяти династий" с комментариями (неполное издание).

Сборник популярной литературы, содержащий истории, собранные на протяжении Пяти династий (907–960 гг.), которые предшествовали периоду правления династии Сун. Начинается сборник с историй о Фуси, мифическом китайском правителе середины XXIX века до нашей эры, и легендарном Желтом императоре, находившемся у власти около 3000 года до нашей эры. За ними следует рассказ о восстании Хуан Чао, которое произошло примерно в 874–884 годах и привело к ослаблению династии Тан (618–907 гг.). Продолжается книга повествованием о генерале Чжу Вэне, свергнувшем династию Тан в 907 году. Истории создают красочный образ смутного периода, предшествовавшего эпохе Пяти династий. Первый цзюань данной работы сопровождается полоской бумаги с надписью "Истории Пяти династий, напечатанные в мастерской Маша при династии Сун". Этот дзюань, содержащий историю о Поздней Лян (907–923 гг.), одном из государств периода Пяти династий, включает сделанную от руки заметку ученого и педагога Дун Кана (1867–1947 гг.).

 

 

 

Тайные медицинские сведения из императорской библиотеки.

Книга "Вай тай ми яо фан" ("Тайные медицинские сведения из императорской библиотеки") содержит 69 классических работ по медицине, опубликованных до начала правления династии Тан (618–907 гг.), и 6900 статей. Фрагменты утраченных оригинальных рукописей сохранились благодаря этому сборнику. В нем перечислены многие заболевания и методы диагностики, указаны способы составления лекарств, а также рассматриваются акупунктура, купание, лечебные упражнения, неотложная помощь с использованием искусственных приемов и техник и другие темы.

 

Дополнение к местному справочнику префектуры У.

Уцзюнь (префектура У) представляет собой древнее название, которое использовалось во времена правления династий Цинь и Хань (221 г. до нашей эры – 220 г. нашей эры) для обозначения места Гуйцзи (территория современного Сучжоу). Слова "tu jing" в заголовке указывают на более древний тип местного справочника, который первоначально появился в эпоху правления династии Восточная Хань (25–220 гг. нашей эры). В эпоху династии Южная Сун такие труды заменили более официальные справочники.

Печатная работа - редкое издание времен правления династии Сун, датируемая 1099 г., вторым годом эры Юаньху во времена правления императора Цзэ-цзуна (1086–1100 гг.).

Полностью труд был собран Чжу Чанвэнем (1039–1098 гг.), уроженцем Сучжоу и теоретиком каллиграфии. Из-за существования более раннего справочника, озаглавленного "Wu di ji", эта книга была названа дополнением.

Состав: три цзюаня. В первом цзюане приводится содержание и рассматриваются 15 географических объектов, включая границы, города, население, окрестности, местные продукты, социальные обычаи, названия домов, школы, жилые строения в округе, Южный сад, зернохранилища, морские пути, павильоны, префектуры и известных людей. Во втором цзюане речь идет о мостах, храмах, дворцах, монастырях, горах и водоемах. В третьем цзюане описываются системы водоснабжения, памятники древности, беседки, склепы, надписи на склепах, события и прочее. Рассказ о морских путях и системах водоснабжения свидетельствует о том, что Сучжоу находится рядом с морем и покрыт обширной сетью рек и озер. Подробно описываются местные культурные памятники.

 

 

Чжаочэн Цзинь Трипитака

Издание буддийского канона, напечатанное в период между 9-ым годом эпохи Хуантун правления Сицзуна из династии Цзинь и эпохой Дадин правления Шицзуна, поэтому ученые называют его "Цзинь Трипитака". Его также называют "Цзинь Трипитака из храма Тяньнин в Сечжоу", поскольку ксилографические клише для него были вырезаны в храме Тяньнин на горе Цзинлинь в Сечжоу, Шаньси (ныне город Се округа Цзинлинь). В 1933 году работа была вновь обнаружена в храме Гуаншэн округа Чжаочэн провинции Шаньси, поэтому ее название также сокращают до "Чжаочэн Трипитака". В общей сложности было создано более 168 тысяч ксилографических клише, состоявших из 6980 цзюаней (разделов) текста. "Цзинь Трипитака" была основана на "Кайбао Трипиака" X века и являлась продолжением традиции печати в регионе Северной Китайской равнины.

 

 

Исторический архив восточной столицы империи Cеверная Сун

"Dongdu shi lue" ("Исторический архив восточной столицы империи Cеверная Сун") представляет собой историю девяти царств империи Северная Сун (960–1127 гг.), в основном, состоящую из серии биографий, начиная с императора Тайцзу Цзяньлуна (годы правления 960–963 гг.) и заканчивая императором Циньцзун Цзяньканом (годы правления 1126–1127 гг.).

Книга состоит из 12 цзюаней общей исторической информации, пяти цзюаней с описанием семейств высокопоставленных чиновников, 105 цзюаней биографий и восьми цзюаней приложений, посвященных некитайским династиям Ляо (Хитан), Цзинь (Цзюрчэнь), Си Ся (Тангутское царство) и Цзяочжи (Гяо Чжи, Вьетнам), всего из 130 цзюаней.Для печати были использованы те же ксилографии, что и для первого издания, выпущенного в Мэйшане, провинция Сычуань, во времена правления императора Шаоси (1190–1194 гг.) династии Сун, но это издание по-прежнему считается первым изданием периода династии Мин. Великолепная печать действительно является наилучшим образцом печатных форм периода династии Сун. В конце содержания имеется запись о типографе издания Сун, которая гласит: "Напечатано Домом Чэн в Мэйшане и представлено властям. Копирование запрещено".

 

Одиннадцать комментариев к работе "Суньцзы о военном искусстве".

"Суньцзы бин фа" ("Суньцзы о военном искусстве") представляет собой важнейшую и наиболее популярную классическую работу древнего Китая, посвященную военному искусству.

Сунь У, также известный под именем Суньцзы или Сунь Тцзу, жил в царстве Ци в конце периода Чуньцю (770–476 гг. до нашей эры). Примерно с 512 года до нашей эры он состоял на военной службе в царстве У, располагавшемся в юго-восточной прибрежной зоне, и изложил свою военную стратегию правителю этого царства в работе, состоявшей из 13 глав. Вместе с военным стратегом У Цзысюем (умер в 484 г. до нашей эры) Суньцзы сумел завоевать могущественное царство Чу и захватить его столицу. Согласно мнению современных ученых, работа "Суньцзы бин фа" была написана в пятом веке и представляла собой черновой вариант, позднее переработанный Сунь Бинем (умер в 316 г. до нашей эры), военным стратегом периода Сражающихся царств (475–221 гг. до нашей эры). В эпоху династии Хань (206 г. до нашей эры – 220 г. нашей эры) содержание книги было дополнено и были добавлены иллюстрации. К периоду правления династии Тан (618–907 гг.) некоторые из этих дополнений уже были утрачены. В работе "Суньцзы бин фа" подчеркивается, что военное искусство имеет принципиально важное значение для выживания государства, и ему необходимо уделять внимание. Потерпев поражение в войне, государство уже никогда не сможет возродиться вновь. Поэтому просвещенные правители обязаны уделять военным вопросам должное внимание, а военачальники должны изучать военное искусство во всех подробностях и быть готовыми к войне. Суньцзы подробно останавливается на главных факторах, способствующих победе или поражению в войне. Основными темами работы являются дао (государственное управление), тянь (погода), ди (территория), цзян (военачальники) и фа (тактика). Оригинальное печатное издание к настоящему времени утрачено. Сохранено рукописное издание из трех цзюаней, датируемое периодом правления императора Гуан-цзуна из династии Сун, девизом правления которого был "Шаоси" (1190–1194 гг.).

 

Архивы императорской библиотеки империи Южная Сун.

Книга представляет собой описание императорской библиотеки ("Zhong xing guan") во времена правления династии Южная Сун (1127–1279 гг.).

Составитель: Чэнь Гуй (1128–1203 гг.), получивший ученую степень цзиньши в 1150 г. и ставший служащим библиотеки. В описании, выпущенном около 1265–1274 гг., прослежена история императорской библиотеки с начала правления династии Южная Сун, зарегистрированы фамилии служащих библиотеки, их жалования, должности и повседневные обязанности. Книга содержит информацию об основной деятельности библиотеки, включая приобретение книг и их систематизацию, хранение коллекции, а также корректирование, компиляцию и печать.

Цзюани 7 и 8 приложения содержат фамилии служащих и их должности до 1269 г., однако они напечатаны другим шрифтом, возможно, в начальные годы правления династии Юань.

Несколько рукописных изданий находятся в частных коллекциях, однако эти издания часто содержат ошибки. Позднее экземпляр побывал в коллекциях пяти других известных коллекционеров, а затем стал собственностью Национальной центральной библиотеки.

 

Систематизированная практическая фармакология, основанная на классических работах прошлых лет.

"Цзин ши чжэн лэй бэй цзи бэнь цао" ("Систематизированная практическая фармакология, основанная на классических работах прошлых лет"), или "Чжэн лэй бэнь цао", является энциклопедическим трудом по фармакологии.

Составитель: врач периода династии Сун Тан Шэньвэй, систематически собирал все 365 трав, указанных в "Шэньнун бэнь цао цзин" ("Фармакология Шэнь-нуна") периода династий Цинь и Хань. Он также изучал классические работы периодов династий Лян и Тан, такие как "Бэнь цао цзин цзи чжу" ("Сводный комментарий к классическим работам по фармакологии") Тао Хунцзина (452−536 гг.) и "Синь сю бэнь цао" ("Пересмотренная книга по фармакологии") Су Цзина (опубликована около 659 г.). По завершении своей работы, в период между концом XI – началом XII века, Тан собрал 1746 лекарственных трав. Рукопись получила широкое практическое применение, предоставляя положительные рекомендации врачей, систематизированное краткое изложение крупнейших достижений фармакологии за предыдущие годы. Рукопись пользовалась большой популярностью в период династии Сун. После нескольких исправлений в 1108 году она была переиздана и объявлена официальной фармакопеей. В середине XIX века он находился в коллекции "Хайянгэ" частной библиотеки Яна Шаохэ в городе Ляочэн, провинция Шаньдун; на нем имеется несколько оттисков печатей, в том числе оттиск печати "Хайянгэ" и личных печатей Яна Шаохэ. В настоящее время книга находится в коллекции Национальной библиотеки Китая.

 

Новый сборник описаний событий периода Сюаньхэ.

"Xin bian Xuanhe yi shi" ("Новый сборник описаний событий периода Сюаньхэ") представляет собой труд неизвестных авторов периода правления династии Сун периода Сюаньхэ с 1119 по 1125 год. Книга состоит из двух цзюаней, представленных в двух частях. Название литературного стиля этого сочинения хуа бэнь означает письменные варианты устных повествований рассказчиков.

Описание исторических деятелей и событий с древних времен императоров Яо и Шунь до периода правления в 1127–1162 гг. Гаоцзуна, первого императора империи Южная Сун. С развитием урбанизации и с ростом населения в Китае периода империи Сун значительно возрос общественный спрос на исполняемые устно литературные произведения и на печатные рассказы. На улицах и рынках также повысился спрос на развлечения. В то время как традиционные китайские рассказы были часто посвящены описанию чудес, популярные рассказы периода Сун были интересны читателям благодаря более широкой тематике. Изначально, книги с передаваемыми устно рассказами были рукописными. С распространением разборного шрифта повествования рассказчиков стали печататься и обрели большую доступность для чтения широкой публикой.

 

Хроники императора Тай-цзуна из династии Сун.

Единственными уцелевшими записями эпохи правления Тан являются "Shunzong shi lu" ("Подлинные хроники императора Шунь-цзуна") в четырех цзюанях, принадлежащие перу Хань Юя (768–824 гг.); они дошли до наших дней, поскольку были включены в сборник работ Ханя. Это произведение представляет собой единственную сохранившуюся хронику, хотя и не полностью, периода династии Сун (960–1279 гг.).

Содержание рукописи: повседневная жизнь второго императора династии Сун Тай-цзуна (939–997 гг.).

Изначальный состав рукописи: 80 цзюаней. Согласно "Junzhai du shu zhi" ("Каталогу книг в Цзюньчжай"), каталогу самых ранних из существующих частных коллекций книг, полное издание было подготовлено Цянь Жошуем (960–1003 гг.) и четырьмя другими составителями в 998 г. В нем описывалось правление Тай-цзуна в период с 976 по 997 гг. Эта неполная копия состоит из 12 цзюаней (цзюани 31–35, 41–45, 77–78). Запретные слова, такие как "xuan", "lang", "zhen", "zheng", "shu", не печатали, вместо них оставляли пробелы. Историк эпохи Цин Цянь Дасинь (1728–1804 гг.) указал на это в своей сделанной от руки записи, отметив, что уклонение от запретных слов подтверждает, что эта копия из эпохи императора Ли-цзуна (1225-64). Имена писцов и корректоров приводятся в конце каждого цзюаня. Все ошибочно написанные китайские иероглифы подчеркнуты желтым, а сверху написано правильное слово, что демонстрирует исключительную тщательность проделанной работы.

 

 

 

Заново составленное общее географическое исследование.

Сборник. Завершен в 1239 году.

Состав: 2 части в оригинальном произведении. Первая часть включала в себя 43 цзюаня, а вторая — 7 цзюаней, к которым прилагалось дополнение из 20 цзюаней и приложение из одного цзюаня. В переизданный сборник вошли 70 цзюаней. Согласно заключительному комментарию Чжу Чжу, датированному 1267 г., примерно через 30 лет после первого издания исконные клише устарели, и некоторые иероглифы стали неразличимы, поэтому пришлось вырезать их на новых ксилографически/х клише, что и объясняет добавление в заголовок слов "xin bian" ("заново составленное").

Новое издание дополнено информацией по регионам и включено более 500 новых статей. Переиздание, предположительно, началось в 1266 г. и завершилось в 1267 г. Описания территории династии Южная Сун (1127–1279 гг.) охватывали регионы от Чжэ Силу до Личжоу Силу, причем сначала шел Линьань Фу, который на тот момент был префектурой. Более крупные надписи помещены в сдвоенных строках; меньшие по размеру, такие как названия префектур, социальные обычаи и прочие детали, напечатаны в негативе белыми иероглифами на черном фоне. В рукописи приводятся заметки на полях с названиями административных единиц префектур и округов.

Наличие некоторого количества упрощенных иероглифов в работе характерно для печатных материалов, выполненных в мастерских Цзяньань в годы правления династии Южная Сун.

 

 

Новое издание руководства по точкам акупунктуры на бронзовой фигуре в семи цзюанях.

В эпоху династий Северная и Южная Сун (960–1279 гг.) наука акупунктуры и прижиганий, а также теория меридианов и коллатералей активно развивались. Книга "Синь кань тун жэнь чжэнь цзю цзин"("Новое издание руководства по точкам акупунктуры на бронзовой фигуре") фактически была главой об акупунктуре под названием "Чжэнь цзин", включенной в "Тай пин шэн хуэй фан" ("Собрание чудодейственных рецептов Великого спокойствия"), официального стандартного учебника двора династии Сун. Поскольку последняя книга была мало распространена, в период династии Юань эта отдельная глава была извлечена, отредактирована и получила новое название "Синь кань тун жэнь чжэнь цзю цзин". В ней подробно описано расположение точек акупунктуры и способы лечения, приводится 12 иллюстраций с точками акупунктуры. Сохранена значительная часть оригинальных источников по акупунктуре, датируемых периодом до начала правления династии Сун.

 

История пяти династий.

"Wu dai shi ji" ("История пяти династий") была оригинальным названием труда Оуян Сю (1007–1072 гг.), политического деятеля, историка, эссеиста, каллиграфа и поэта династии Сун.

Традиционно произведение называлось "Xin Wu dai shi" ("Новая история пяти династий), что позволяло отличить ее от другой работы, "Jiu Wu dai shi" ("Старая история пяти династий") Сюэ Цзюйчжэна (912–981 гг.). Оуян Сю трудился над созданием этого произведения более 20 лет.

О существовании работы стало известно только после смерти составителя: именно тогда ее в соответствии с императорским приказом доставили ко двору и опубликовали, распространив по всей стране.

Книга состоит из 74 цзюаней, в том числе 12 общих летописей, 45 биографий, трех критических обзоров, 10 историй семей и генеалогии, а также из трех дополнительных цзюаней про четыре племени, не относившиеся к племенам Хань.

Стилистика текста отличается от более древней династической истории и написан в стиле историка династии Тан Ли Яньшоу, разделившего 659 жизнеописаний южной и северной династий (420–589 гг.) на историю юга и севера страны. Оуян Сю описывает общую историю, объединяя период правления пяти династий: поздней Лян, поздней Тан, поздней Цзинь, поздней Хань и поздней Чжоу (907–960 гг.). Оуян Сю был самой выдающейся фигурой в литературных кругах своего времени. Он писал кратко и скрупулезно, следуя стилю "Chun qiu" ("Летописей весны и осени"). Эта работа во многом превзошла вышеупомянутую "Jiu Wu dai shi" и оказалась настолько значимой, что после ее публикации существовавшая ранее история Сюэ Цзюйчжэна была по большей части забыта и практически утрачена.

 

 

 

Новый карманный астрологический календарь.

Составитель календаря: Лэй Инфа, живший в эпоху династии Юань (1271–1368 гг.).

Книга "карманного размера" в двух томах содержит 66 страниц.

Текст написан на бумаге темно-желтого цвета, стиль иероглифов соответствует началу эпохи Юань. Рисунок иероглифов нечеткий, бумаге нанесен ущерб.

Календарь основан на 60-годичном цикле и содержит даты с указанием лет, месяцев и дней. Заголовок и имя составителя приведены на первом листе. В пометке в конце первого текста указано: "Лэй ши цзинь нан" ("Карманный календарь Лэя"); в конце второго: "Цзянь чи у цзя чжи бао" ("Бесценное сокровище пруда меча"); в конце третьего: "И лань у и" ("Как все понять с первого взгляда"). В работе рассматриваются "инь" и "ян", направления и координаты, удача и неудача, а также рассказывается о том, как выбрать день для вступления в официальную должность, свадьбы, строительства, переезда в новый дом и похорон. Помимо этого, в календаре идет речь о "цзю гун" (девяти дворцах), солнце, траектории Юпитера, девяти созвездиях и "доу цзянь" (детерминанте Большой Медведицы, то есть указателе на "ручке ковша" этого созвездия), древнем китайском методе расчета 24 отрезков солнечного года. Данный календарь похож на свои более поздние аналоги, однако его отличительной чертой является небольшой размер.

Каждая страница поделена на 12 вертикальных строк, на каждой из которых находится по 24 иероглифа. Листы 45–48 пусты. Вера китайцев в то, что звезды и планеты влияют на человеческие дела, зародилась еще до начала эпохи династии Цинь (221–206 гг. до нашей эры).

 

 

Руководство по точкам акупунктуры с новыми иллюстрациями на бронзовой фигуре и дополнительными комментариями.

Книга была составлена по приказу императора в 1026 году в Бяньцзине (современный Кайфэн, провинция Хэнань) врачом Академии Ханьлинь Ван Вэйи (987–1067 гг.). Помимо этого, были воздвигнуты две большие каменные стелы с текстом этой работы, чтобы можно было делать ее копии. Чтобы иметь возможность не только изложить свое руководство словами, но и продемонстрировать его наглядным образом, Ван Вэйи заказал в 1027 году две литые бронзовые фигуры в человеческий рост с расположенными внутри макетами органов. На эти фигуры были нанесены 354 точки акупунктуры, заполненные ртутью и запечатанные воском. В эпоху династии Сун наблюдался рост популярности акупунктуры и прижиганий, в связи с чем возникла необходимость сформулировать национальные стандарты в области меридианов и биологически активных точек. Книга представляет собой стандартный учебный курс с информацией о 12 регулярных меридианах, сосудах и расположенных вдоль меридианов точках. Приводятся изображения основных и второстепенных каналов на руках и ногах человека, рассказывается о том, как уберечься от ошибок в акупунктуре, даются пояснения относительно всех точек, расположенных вдоль 12 меридианов, а также приводятся различные методы, соответствующие четырем временам года, пяти основным элементам и методикам дыхания. Во многих местах текст представляет собой диалог в форме вопросов и ответов между Желтым императором и Богом грома. В последующие века читатели стали называть эту работу "Тун жэнь" ("Бронзовый человек") или "Тун жэнь цзин" ("Пособие по бронзовому человеку").

 

 

Книга о детских болезнях и их лечении.

Цзэн Шижун (1252 – около 1332 гг.), уроженец Хэнчжоу (современный Хэнъян, провинция Хунань), был китайским детским врачом, жившим в эпоху династии Юань.

Состав книги: 3 цзюаня, каждый из которых имеет свой подзаголовок.

Первый цзюань, "Цзюэ чжэн ши фу" ("Диагнозы в стихах"), включает 75 статей, каждая из которых содержит краткий диагноз одной из детских болезней в стихах.

Второй цзюань, озаглавленный "Мин бэнь лунь" ("О способах лечения"), содержит 43 статьи.

Третий цзюань, "Синь сяо фан" ("Действенные предписания"), включает 230 предписаний, разделенных на четыре категории. Большое влияние на Цзэн Шижуна оказал врач эпохи Цзинь Чжан Цзыхэ (1151 – около 1231 гг.).

Цзэн Шижун был известен своим умением лечить судороги у младенцев и предложил формулу восьми симптомов и четырех способов лечения, которая применялась врачами последующих поколений.

Печатное издание 1329 года представляет редкий сохранившийся экземпляр с рукописными дополнениями. В начале первого цзюаня имеются две надписи: "У янь лоу цзю цан" ("Ранее находилось в коллекции Дома пяти камней для перемешивания краски") и "Цю гу цзюй чун чжуан" ("Заново переплетено в Доме поисков античности"). Книга содержит предисловия Хэничи (1327 г.), Лянь Гунляна (1329 г.), У Ганчжуна (1295 г.), Ло Цзунчжи (1307 г.) и самого автора (1294 г.). За предисловиями следуют портрет Цзэна, краткое эссе и четверостишие из семи иероглифов. В конце второго и третьего цзюаней находятся приложения с предписаниями Цзэна.

 

Новое издание канона пульса Вана в десяти цзюанях.

Ван Шухэ, автор "Синь кань Ван ши май цзин" ("Новое издание канона пульса Вана"), был врачом императора в эпоху династии Западная Цзинь (265−316 гг.). Самая ранняя сохранившаяся книга о диагностике по пульсу. В эпоху династии Северная Сун императорский двор учредил Управление сверки и исправления медицинских книг. Книга включает десять цзюаней с 97 статьями. Фрагмент этой работы, обнаруженный в пещере в Дуньхуане, где были спрятаны классические работы, в настоящее время находится в Британской библиотеке. Данный экземпляр представляет собой издание периода династии Юань, опубликованное Гуанцинь Шутаном в Цзяньяне, провинция Фуцзянь, в третьем году правления Тяньли (1330 г.), и считается самым ранним сохранившимся печатным экземпляром.

 

Новое издание "Канона Желтого императора о внутреннем" с дополнительными комментариями. "Су вэнь".

Древний медицинский текст "Хуанди нэй цзин" ("Канон Желтого императора о внутреннем") уже упоминался в работе "И вэнь чжи" ("Трактат о литературе"), входящей в состав "Хань шу" ("Книга о Хань"), классической истории Китая, составленной в 111 году нашей эры.

Состав: две части, каждая из которых включала девять цзюаней: "Су вэнь" ("Основные вопросы") и "Лин шу" ("Духовный стержень").

Содержание: основы китайской медицины и ее диагностические методы.

Книга изложена в форме диалога, преимущественно между Желтым императором и одним из его врачей, Цибо. В "нэй цзин" представлены теоретические основы традиционной китайской медицины, подробно рассказывается о внутренних органах и рассматриваются основные и второстепенные каналы человеческого тела, причины болезни, патология, диагностика, поддержание хорошего здоровья и другие вопросы.

Содержание: теория о различных силах вселенной и принципах, таких как инь и ян, Ци и пять стихий (или фаз).Впервые "Канон о внутреннем" был составлен в период Сражающихся царств (475–221 гг. до нашей эры). Позднее "Су вэнь" и "Лин шу" издавались по отдельности. К числу наиболее ранних относится издание VI века, выпущенное в период Шести династий (220–589 гг.), с комментариями Цюань Юаньци.

В 762 году, в эпоху династии Тан, Ван Бин выпустил переработанное издание "Канона о внутреннем" с комментариями, основанное на работе Цюань Юаньци и состоявшее из 24 цзюаней вместо оригинальных девяти. К XI веку, в эпоху династии Сун, по приказу императора это сочинение было переиздано под редакцией врача Линь И, при этом за основу была взята работа Ван Бина. Более поздние издания большей частью представляли собой переработанные версии издания, выпущенного в эпоху Сун.

 

Издание "Книги ритуалов" с комментариями.

"Li ji" ("Книга ритуалов") входит в состав классического "Пятикнижия" Конфуцианского канона, оказавшего существенное влияние на историю и культуру Китая.

Книга была переписана и отредактирована учениками Конфуция и их студентами после "сожжения книг" в годы правления Цинь Ши Хуана, первого императора Китая (около 213 г. до нашей эры).

Содержание: формы социального устройства, система правления и церемониальные ритуалы династии Чжоу (1046–256 гг. до нашей эры), постановления и порядки, нормы и уставы, ритуалы и правила этикета.

Сделаны пояснения важных идей и слов напечатаны в позитиве (белые буквы на черном фоне), а части центральной колонки на странице, именуемые бань синь, сделаны узкими. Такой стиль печати отмечается в нескольких работах, изданных в Цзяньань, одном из трех крупнейших типографских центров во времена правления династии Южная Сун (1127–1279 гг.). Конфуцианский канон, отпечатанный в местных мастерских в годы правления династии Южная Сун, особенно в Цзяньань, нередко выпускался с прикрепленными иллюстрациями, похожими цитатами, а также пояснениями и комментариями из других аналогичных трудов. Копии кнги считались ценными для всех сдающих государственные экзамены.

 

Книга о разделе географических границ согласно звездам.

Книга имеет историческую ценность, представляя информацию о процессе изменения административных границ в конце правления династии Юань и в начале правления династии Мин. Состав книги: 24 цзюаня в 10 томах.

Содержание книги аналогично содержанию более ранней работы, "Tang shu tian wen zhi" ("Астрономические трактаты в архивах династии Тан"). На основе астрономических трактатов, содержащихся в книге "Tang shu" ("Книга династии Тан"), изданной примерно в 941 г., и в книге "Jin shu" ("Книга династии Цзинь"), изданной в 648 г., автор вводит границы каждого административного округа в зависимости от положения 12 звезд.

Значение и начальное положение этих звезд было рассчитано на основе 28 лунных секторов небесной сферы, и они получили свое наименование в честь выдающихся личностей, исторических наций и семейств птиц. Поскольку Чжу Юаньчжан основал свою столицу в Нанкине, в провинции Цзянсу на юго-востоке Китая, автор начал с положения звезды Douniu Wuyue (Атакующий бык провинций У и Юэ) и с соответствующей географической зоны провинций Цзянсу и Чжэцзян. С помощью этой системы даже были написаны некоторые местные истории, поясняющие, почему это конкретное название было включено в книгу "Xu xiu Si ku quan shu" ("Дополнение к каталогу коллекции Сыку") как географическая работа в составе исторического раздела.

Книга написана в начале правления династии Мин автором Лю Цзи и представлена первому императору династии Мин Чжу Юаньчжану на 17-ом году его правления (1384 г.). Оригинальна система представления собранных материалов, поскольку в ней делается попытка провести раздел географических границ с учетом положения 12 звезд в отношении стран и префектур, обозначенных Астрономическим бюро династии Мин.

 

 

Полный календарь, упорядоченный по темам.

"Lei bian li fa tong shu da quan" ("Полный календарь, упорядоченный по темам") составил Сюн Цзунли (1409–1482 гг.) во время правления династии Мин. Он объединил две другие работы периода династии Мин, "Song Huishan tong shu" ("Энциклопедический астрономический календарь") Сун Хойшаня и "Li fa ji cheng" ("Избранные работы по астрономическим календарям") Хэ Шитая, внес изменения и опубликовал их под новым названием.

Состав книги: 30 цзюаней. В первых 19 цзюанях в содержании приведен перечень имен всех трех авторов. В цзюанях 20–30 имена авторов не указаны, возможно, эти части были написаны другими авторами.

Содержание: ненаучные разносортные материалы с предсказаниями для повседневной жизни, например, начало строительства дома, наследование должности или назначение на новый пост, молитвы и благословение, совершеннолетие мальчиков и девочек, женитьбы и свадьбы, постройка пруда, посещение врача и прочее. В книге также содержится информация с иллюстрациями об удачах и несчастьях в 12-месячном цикле, о божествах, приносящих удачу и несчастья, в 12-летнем цикле движения солнца и луны, о благоприятных местах для каждого из 12 лет, каждого из 12 месяцев и пр. Поскольку содержание было сильно связано с популярной геомантией, касающейся повседневной жизни, книга была благоприятно принята и получила широкое распространение.Во времена династии Цин в 1739 г. по приказу императора с целью объединения разных практик гадания была издана другая книга: "Qin ding xie ji bian fang shu" ("Трактат по согласованию моментов времени и отличию указаний"). В книге "Si ku quan shu ti yao" ("Библиография коллекции Сыку с комментариями") имеется ссылка на эту работу, как на "ошибочную". В начальные годы правления династии Цин начали появляться и распространялись изданные частным образом календари-ежегодники. К 16 году правления императора Цяньлуна (1751 г.) двор предоставил гражданам право частного издания альманахов и календарей, копии которых в скором времени наводнили рынок.

 

Полный географический атлас восточного района округа Яньсуй.

Книга состоит из сложенных листов и представляет собой военную карту, выполненную краской по шелку, изображающую военную крепость Яньсуй Чжэнь в северной провинции Шэньси. Книга большого формата высотой 48,3 см и шириной 25,5 см имеет 14 складных листов. В наклейке на крышке переплета указано название "Yan sui dong lu di li tu ben" ("Полный географический атлас восточного района округа Яньсуй"). Округ имел 36 крепостей. В копии книги изображены только 11 из них: Циншуй Ин, Мугуа Юань, Гушань, Чжэньцян, Юнсин, Шэньму, Дабайю, Байлинь, Гаоцзя, Цзяньань и Шуаншань. Изображения остальных крепостей округа, в том числе Хуанфучуань Бао и 24 других, отсутствуют.

На цветных иллюстрациях изображены горы, города с крепостными стенами, реки и крепости без какого-либо сопроводительного текста. Географические названия написаны от руки на отрезках тонкой коричневой бумаги, которые наклеены в книгу. Многие верхние поля содержат надписи, указывающие, что изображенные территории были недоступны. Составленный с использованием искусных высокопрофессиональных методов, атлас является одной из редчайших военных карт периода династии Мин (1368-1644 гг.). Автор и точная дата опубликования неизвестны.

 

Иллюстрированный атлас Шанхая, Юнпина, Цзичжоу, Миюня, Губэйкоу, Хуанхуа Чжэнь и других областей.

Рукопись представляет собой иллюстрированную военную карту северо-восточной части Цзинши (современный Пекин) вдоль Великой стены и датируется периодом правления династии Мин (1368–1644 гг.).

Листы карты (58,8 сантиметра в высоту и 21 сантиметр в ширину) сложеные вместе. Края атласа обломаны и потерты. Первый коллекционер с большой осторожностью прикрепил атлас к твердой доске и поместил в футляр. На карте изображен Шаньхайгуань (Шанхайский проход), начинающийся у Бохайского залива на востоке, извивающийся в направлении на запад через Фунин Сянь, Чанли Сянь, Лэтин Сянь, Юнпин Фу, Луаньчжоу, Цяньань Сянь, Сифэнко, Ловэньгу, Цзуньхуа Сянь, Юйтянь Сянь, Маланьгу Гуань, Цзичжоу, Пингу Сянь, Цзицзячжуан Ин, Сыматай Ин, Губэйкоу Ин, Чаохэчжай (посты один–семь), Баймагуань, Шитанлин Ин, Миюнь Сянь, Шуньи Сянь, Хуайжоу Сянь, Бахайсо, Хуанхуа Чжэнь и, наконец, проходящий от Люйаньлина (горы Ослиное седло) до входа в Дачжэньгу (Великую ореховую долину). Карта заканчивается в Нанье. Остальная часть атласа отсутствует. Непрерывные горы и холмы окрашены зеленым, и их направления четко показаны на карте. Единственный недостаток атласа заключается в отсутствии названий рек, поэтому неясно, какие реки на нем изображены. Великая стена представлена как непрерывная белая полоса, проходящая через горы и холмы, с сотнями рвов и военных постов. Красные бумажные ленты, на которых указаны расстояния до определенного поста или прохода, прикреплены под постами, обозначенными белым цветом. До наших дней дошло очень мало военных атласов времен династии Мин.

 

Трактат по астрологии, написанный в эпоху Кайюань великой династии Тан.

Рукопись "Да тан кай юань чжань цзин" - китайская астрологическая энциклопедия, также известна как "Кайюаньские наблюдения за звездами".

Составлена по указу императора многочисленными учеными около 714–724 гг., в эпоху Кайюань династии Тан.

Руководитель работы над энциклопедией: Гаутама Сиддха (расцвет творчества в VIII в.), астроном и астролог эпохи династии Тан индийского происхождения, родившийся в Чанъане.

Состав рукописи: примерно 600 000 слов в 120 цзюанях.

Содержание: астрономия, астрология, предсказания, созданные до эпохи династии Тан. В частности, она включает многие фрагментарные и в настоящее время утраченные работы Ши Шэня, Гань Дэ (в составе цзюаня 23) и У Сяня, написанные в период Чуньцю и в период Сражающихся царств (770–221 гг. до нашей эры), как, например, карты трех звезд Гань Дэ. Помимо этого, в нее входит перевод астрономической таблицы синусов индийского математика и астронома Арьябхаты (родился в 950 году), что является свидетельством раннего взаимодействия между астрономами разных стран. К десятому веку копии данной рукописи стали исчезать. Более ранние версии этой рукописи состояли из 110 цзюаней. Начинается рукопись с рассуждений о строении неба и Земли, после чего речь идет о предсказаниях, связанных с небесами, Землей, Солнцем, Луной, пятью звездами и 28 созвездиями, о звездах, таких как метеоры, звезды-паразиты, новые звезды и кометы, гостевые звезды и падающие звезды, а также о ветре, облаках, радуге, морозе, снеге и громе.

 

 

 

 

Нефритовый календарь Тяньюаня в стихах и прозе, посвященный благоприятным и необычным знакам.

Автор календаря неизвестен. Гипотеза: автор календаря Лю Цзи (1311–1375 гг.), специалист по военной стратегии и государственный деятель, живший в начале эпохи династии Мин. Данный экземпляр был выпущен в 13-й год правления (1477 г.) императора Чэнхуа из династии Мин. Было выпущено еще несколько изданий этого календаря (например, издание 1619 года), часть которых хранится в Национальной центральной библиотеке в Тайване.

В рукописи приводится список из 60 записей с заголовками, состоящими из четырех иероглифов, такими как "Небеса, земля, дождь и снег", "Благоприятные знаки солнца", "Удачи и неудачи, вызванные луной", "Юпитер", "Беды от пяти звезд", "Метеоры и падающие звезды", "Астрологические знаки военных побед", "Астрологические знаки удач и неудач", "Радуга" и "Предсказание ветра". Текст рукописи написан на страницах с черными шелковыми линиями колонок, называемых "у сы лань" ("черные шелковые линии колонок"). Высота рамки вокруг текста составляет примерно 26,2 сантиметра, а ширина — 17,2 сантиметра.

Рукопись содержит три квадратных оттиска печатей, указывающих на ее принадлежность Национальной центральной библиотеке и двум частным коллекционерам. В подобных календарях отмечались природные и географические явления и изменения, связанные с солнцем, луной, пятью планетами, кометами, падающими звездами, облаками, туманом, радугой и ветром, которые затем использовались для составления предсказаний, касающихся людей и событий.

Материал для этих календарей собирался из работ по астрологии, содержащихся в различных источниках, таких как "Шан шу" ("Книга документов"), "Хун фань" ("Великий план"), "Суй шу" ("Книга о династии Суй"), "Кайюань чжань цзин" ("Трактат по астрологии эпохи Кайюань") и других. Некоторые календари были посвящены преимущественно государственным и военным вопросам, тогда как судьбам отдельных людей в них уделялось меньше внимания. В период правления императора Цяньлуна (1736–1795 гг.) многие календари считались еретическими и были внесены в каталог запрещенных и уничтоженных книг.

 

 

Справочник префектуры Синхуа времен великой династии Мин.

Рукописное издание справочника префектуры Синхуа провинции Фуцзянь.

Состав: 54 juan в 12 томах. Справочник был составлен совместно Чжоу Ином (1430–1518 гг.) и Хуаном Чжунчжао (1435–1508 гг.), уроженцами провинции Фуцзянь. Синхуа стал префектурой во 2-ой год (1369 г.) правления первого императора династии Мин Хун-У. Город с морским портом играл важную роль в местной экономике и во внешней торговле. Последователь неоконфуцианства Чжу Си, Чжоу Ин многие годы занимал различные официальные должности, включая должности магистрата нескольких префектур и уполномоченного представителя администрации провинции Сычуань. Хуан В 1501 г. Хуан Чжунчжао был приглашен Чэнем Сяо, тогдашним магистратом префектуры Синхуа, для составления справочника совместно с Чжоу Ином, однако вскоре после составления раздела о местных известных личностях Хуан умер. Работа состоит из шести разделов, в соответствии с шестью административными отделами правительства: гражданских дел, налогов, церемоний, военных дел, юстиции и общественных работ. Первоначальное издание не сохранилось; считается, что оно было уничтожено пожаром вскоре после выпуска. Справочник предоставляет всестороннюю информацию по истории, географии, местной экономике, культуре, языку и диалектам, биографиям известных людей, а также по администрации префектуры и провинции Фуцзянь.

 

 

 
 

Запрос стоимости

Организация:

Контактное лицо:*

Контактный телефон:*

Контактный E-mail:*

Перевод с(на):
Комментарии:

Прикрепить файл:

Защитный код:*
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения!

Новости

13.12.2017
Специальная цена на перевод с китайского языка на русский со скидкой в декабре
 
Специальная цена на перевод с китайского языка на русский со скидкой в декабре 
подробнее
17.11.2017
Ближайшие выставки в Китае - China Dairy Industry Expo 2017 - Международная выставка молочной промышленности и молочных продуктов, Пекин, Китай
 

China Dairy Industry Expo 2017 - Международная выставка молочной промышленности и молочных продуктов, Пекин, Китай

с 04 декабря 2017 года по 06 декабря 2017 

подробнее
15.11.2017
Пресса о Китайском Центре Переводов - Китай становится ближе и доступнее Санкт-Петербургу
 
подробнее
15.11.2017
ПЕРЕВОД ИГР С РУССКОГО НА КИТАЙСКИЙ НОСИТЕЛЕМ ЯЗЫКА
 
ПЕРЕВОД ИГР С РУССКОГО НА КИТАЙСКИЙ НОСИТЕЛЕМ ЯЗЫКА
подробнее
13.11.2017
Современная Экономика КИТАЯ (КНР)
 
Современная Экономика КИТАЯ (КНР)
подробнее
 
8 800 555 0945
© 2011. Китайский Центр переводов. Все права защищены.
Бюро переводов - переводы документов, литературы, научных работ.